Филькина грамота от Лукашенко
- Александр Кутицкий, UDF
- 11.04.2025, 13:36
Китай быстро поставил диктатора на место.
Придя к власти в 1994 году и основательно переписав Конституцию в 1996 году, Александр Лукашенко наделил себя правом издавать декреты, имеющие силы закона. И долгие десятилетия правил посредством своего «декретного права» без оглядки на «парламент». Но в 2004 году в белорусском нормотворчестве появилась новация – Лукашенко издал Директиву №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Этим нормативно-правовым актом он поставил в тупик юристов. Ведь о директивах правителя ни в Конституции, ни в законодательстве не было сказано ни слова. Пресс-службе диктатора пришлось даже выступить с отдельным сообщением, разъясняющим суть этого документа.
За все время правления Александр Лукашенко подписал 12 директив. Причем две из них – «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» и «О реализации основ идеологии белорусского государства» - увидели свет в марте 2025 года.
Тематика этих документов весьма разнообразна, от дебюрократизации государственного аппарата и повышения эффективности АПК, до приоритетных направлений развития строительной отрасли и недопустимости роста цен.
Пожалуй, самая неожиданная директива – «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» - была подписана в 2021. Она предусматривала реализацию до конца 2025 года более 50 различных белорусско-китайских проектов.
Среди прочего директива, например, обязывала чиновников «обеспечить привлечения до 2026 года каждой областью и городом Минском в рамках межрегионального сотрудничества не менее 150 млн долларов США прямых китайских инвестиций». Разумеется, сделано это не было. Исключение составляет, пожалуй, Минская область, где расположен белорусско-китайский технопарк «Великий камень».
Директивой предусматривалось «производство совместно с китайскими партнерами художественных фильмов и (или) сериалов, посвященных борьбе с фашизмом и японским милитаризмом». А также создание в индустриальном парке «Великий камень» «регионального центра продвижения традиционной и инновационной китайской медицины».
И вишенка на торте – «создание международного логистического хаба на сухопутном маршруте Китай-Европа посредством функционирования международного логистического консорциума и проработка к 2025 году вопроса о присоединении индустриального парка «Великий камень» к европейской железнодорожной колее 1435 мм со стороны белорусско-польской границы с привлечением корпорации «Китайские железные дороги» и иных заинтересованных».
И если в отсутствии прогресса по вышеперечисленным направлениям можно обвинять региональные власти или нерасторопных чиновников, то тут прямая ответственность лежит на Александре Лукашенко. Спровоцированный белорусскими властями миграционный кризис и активно используемая антипольская риторика привели к тому, что отношения между Варшавой и Минском окончательно разладились.
Дошло до того, что в июле 2024 года польские власти пригрозили полностью перекрыть транзит китайских железнодорожных грузов через Беларусь. Что, разумеется, не входило в планы Пекина по реализации глобальной торговой инициативы «Один пояс – один путь».
В итоге блокада китайских грузов на белорусско-польской границе не состоялась, но осадочек, как говорится, остался…
Но вот что у белорусских властей получилось, так это, как и предусматривалось директивой, повысить статус белорусско-китайских отношений до уровня «железного братства, образцового всестороннего стратегического сотрудничества и всепогодного партнерства».
Но вот только китайцы – это не «братья-россияне», и обменивать свои инвестиции на «поцелуи от Лукашенко» вряд ли станут.
Александр Кутицкий, UDF